SOBAKA (sobaka_by) wrote,
SOBAKA
sobaka_by

Category:

Эффект Веблена

Помните анекдот из 90-х?

Встречаются два "новых русских". Один другому:
- Гля, галстук купил! Штуку баксов отдал!
- Дурак ты - вон за углом такие в два раза дороже!

Этот анекдот прекрасно описывает парадокс Веблена (эффект Веблена) - нерациональный, показательный спрос, когда предпочтение отдается более дорогим товарам, вне зависимости от их утилитарных качеств. Такой тип покупательского поведения назван парадоксом потому, что противоречит основному закону спроса, согласно которому увеличение цены товара приводит к снижению его потребления. Этот эффект назван в честь автора концепции демонстративного потребления. Эффект Веблена, возникает, когда товары приобретаются для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, по сравнению с товарами-заместителями, а не более низкую цену.

Но он характерен не только для наших лихих девяностых. Достаточно вспомнить "Четыре комнаты" Тарантино:

- Я предлагаю тебе шампанское.
- Я на работе, сэр.
- К чёртовой матери работу. Это Cristal, лучшее из шампанских вин. Я не любил шампанское, пока не попробовал Cristal . Давай.
- Раз, вы настаиваете, сэр.
- Да, настаиваю. Чин-чин. Попробуй, потом поговорим. Один глоток. Что скажешь?
- Спасибо.
- Что ты думаешь об этом напитке?
- Очень хорошее шампанское, сэр.
- Чертовски хорошее, Тед. Чертовски. Попробуй ещё раз. Тед, что ты думаешь об этом прекрасном напитке?
- Чертовски хорошее шампанское, сэр.
- Обалденный Cristal. Всё остальное - моча.

Но это все дела минувших дней. А вот из современных реалий на ум сразу приходит продукция компании Apple.

Она же является примером перехода товаров из под эффекта сноба (покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают все. Для эффекта сноба характерно, что выбор отдельного потребителя зависит от выбора остальных потребителей. Только зависимость эта обратная: чем больше масштабы потребления какого-либо товара, тем меньше на него спрос у потребителя-сноба) под эффект Веблена.

Для меня характерен как раз последний пример модели потребления (эффект сноба). Когда продукция Apple была у нас чем-то особенным - она мне нравилась и я мечтал, что когда-нибудь у меня будет Apple Macintosh. Как только она сменила курс на Веблена, то отношение к продукции Apple у меня резко испортилось.


Tags: Мои скакуны, Очевидное-невероятное, Шотановае
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments